Международный арктический кинофестиваль «Золотой Ворон» ежегодно проходит в столице Чукотки — Анадыре. Киносмотр молодой, в 2019 ему исполнится только три года. Но уже сейчас по программе, качеству организации и отклику аудитории можно говорить, что это крепкий и самобытный фестиваль. Он быстро развивается и последовательно работает на свою репутацию. Такой вектор смотру задали его организаторы, которые точно определяют задачи фестиваля, хорошо понимают специфику региона, вкусы и предпочтения местного зрителя.
«Золотой Ворон» — фестиваль камерный, что, прежде всего, объясняется его географическим положением. Расстояние от Москвы до Анадыря — 6 000 км, это 8 часов на самолёте. Приземлившись в аэропорту, вы не сразу окажетесь в городе, так как он находится по другую сторону лимана и до него ещё надо добраться: летом — на пароме, весной — на вертолёте, зимой — по льду на автобусе. Транспортная логистика сложная и дорогостоящая, а бюджет фестиваля, хоть и увеличивается с каждым годом, всё равно остаётся скромным относительно затрат. Это серьёзный организационный момент, влияющий на политику фестиваля: программа киносмотра невелика, но полностью отвечает формату мероприятия и точно соответствует культурному запросу чукотского зрителя.
Отметим, что «Золотой Ворон» — это, в первую очередь, зрительский фестиваль. И ориентируется на местных во всём — от концепции до расписания сеансов. Все конкурсные показы идут исключительно по вечерам, когда у большинства анадырцев уже закончился рабочий день. Для жителей Чукотки, где интернет редкость и дорогое удовольствие, фестиваль — настоящее культурное событие и важная площадка для общения. В зале кинотеатра «Полярный», который рассчитан на 320 человек, свободных мест почти не бывает, а Q&A с авторами фильмов длятся не меньше получаса. Но самое главное, что именно зрители определяют обладателя Гран-при кинофестиваля, которому вручают статуэтку «Большой золотой ворон», созданную местными художниками-косторезами из клыка моржа.
Чукотка — моя родная земля. Я здесь родился и всё детство провёл в тундре среди оленеводов, рыбаков и охотников, поэтому и как режиссёр, и как продюсер ищу любую возможность связать проекты с Чукоткой. Но хочется не только снимать её, использовать как материал для вдохновения или поиска героев и локаций, но ещё отблагодарить за всё, что она мне дала.
В 2016 году, в Год кино, мы придумали и при поддержке Департамента культуры, образования и спорта Чукотки провели небольшой фестиваль «Киновзлёт» — смотр короткометражных фильмов, мастер-классы по актёрскому мастерству и режиссуре. Это было пробное мероприятие без конкурса, жюри и призов. Увидев, какой живой отклик идёт от зрителей, мы решили продолжать работу в этом направлении. Так появился фестиваль «Золотой Ворон».
Идея названия возникла по аналогии с замечательной московской кинопремией «Золотой Орёл». Уже на «Киновзлёте» частью нашего логотипа был золотой ворон. Эта священная, тотемная птица — создатель и демиург в легендах многих народов крайнего Севера, включая чукчей.
Концепция фестиваля арктического кино пришла сама. Я бывал на кинофестивалях многих стран арктической зоны, видел много фильмов оттуда. Все проблемы, показанные в иностранных картинах, так или иначе близки и нам: есть те же межнациональные отношения, проблемы с алкоголем, с сохранением языка, культуры и традиционного уклада жизни. Мне кажется важным показывать чукотскому зрителю заграничные проекты, чтобы он видел наличие общих проблем. Ведь зачастую в этих картинах есть позитивные примеры того, как преодолеть сложности и найти себя.
Местоположение «Золотого ворона» определяет и фокус кинофестиваля, его тематическую специфику и направленность. Здесь ждут кино из арктического региона: России, США, Канады, Норвегии, Швеции и Дании. Конкурсная программа представлена двумя секциями: полнометражных и короткометражных картин. Программа короткометражных фильмов представляет собой панораму из наиболее ярких российских работ текущего года, с уже сложившейся фестивальной судьбой и отмеченных призами отечественных и зарубежных фестивалей.
Основную программу, состоящую из полнометражных картин, собирает Сардана Саввина — главный человек в соседней республике Саха по продвижению авторского регионального кино на фестивали. В 2018 году в секцию было включено всего шесть фильмов: три игровых и три документальных. Это совсем новые картины, но многие из них до «Золотого ворона» были замечены на престижных мировых киносмотрах. Например, премьера фильма «Ага» болгарского режиссёра Милко Азарова состоялась на Берлинском кинофестивале. «Генезис 2.0», снятый Кристианом Фрайем в соавторстве с Максимом Арбугаевым, участвовал в Sundance, где завоевал приз за операторскую работу. А «Медведи Камчатки. Начало жизни» Владислава Гришина и Ирины Журавлёвой — пожалуй, главный фестивальный хит прошлого года. После премьеры в Хельсинки на DocPoint картина была показана почти на 40 фестивалях мира.
Если говорить про тематику фильмов, то большая часть из них посвящена коренным народам Севера (якутам, инуитам, сколты-саамам), их истории, быту, традициям и культурным особенностям.
Мы стараемся, чтобы в программе были фильмы на любой вкус. Кино не обязательно должно быть ровным, добрым и милым. Одни картины могут заставлять думать и сопереживать, другие — вызывать негативные чувства. Но в программе нет ничего радикального.
Я сама человек с Севера, из Якутии, и понимаю, что может нравиться местным, а что нет. Мы, северяне, живём в тяжёлых условиях, поэтому зачастую здешний зритель хочет смотреть добрые и жизнеутверждающие фильмы. Конечно, каждый по-разному реагирует на картины, просмотр которых требует эмоциональных затрат. Иногда меня спрашивают: «Зачем вы нам это показываете? Мы сами знаем свои проблемы» . А другие говорят: «Спасибо, что показываете нам наши раны».
Например, в программе 2018 года была документальная картина «Генезис 2.0». Непростая, хотя бы потому, что длится почти 2 часа. В ней проводится сравнение традиционного уклада жизни с научными вещами, что неподготовленному зрителю сложно. После первого просмотра я была потрясена, хотя в фильме показана только верхушка айсберга. На Севере нет работы, люди там фактически выживают и в отчаянии ищут денег, просто чтобы прокормить семью.
«Агу» я очень хотела привезти ещё на Якутский Международный кинофестиваль (Сардана работала программным куратором ЯМКФ — прим. авт.), но в 2018 году он не состоялся. До Анадыря на территории России фильм был показан только в Оренбурге, а в Якутии его очень ждали, потому что там проходили съёмки. В январе 2019 фильм выходит в прокат в Европе, но дистрибьюторы пошли нам навстречу и разрешили один показ на Чукотке.
«Ага» — фильм, снятый европейцами о коренном народе. Это взгляд белого человека на историю. «Царь-птица» и «Искатели» как раз наоборот — взгляд изнутри, когда сами носители культуры снимают о себе. Работы разительно отличаются. Формируя программу фестиваля, я ставила перед собой задачу, чтобы зрители увидели, насколько кино, которое снято носителем, отличается от кино, снятого не носителем.
«Волшебный лес» саамского режиссёра Катьи Гаурилофф — хорошая документальная картина и объёмный труд. Автор собрала все архивные материалы о своей родной прабабушке, которая была представителем сколты-саамы, живущих на границе России и Финляндии. Архивного материала не хватало, поэтому режиссёр использовала анимационные вставки, которые нарисовала сама. Это душевное и зрительское кино.
Внеконкурсная программа «Золотого ворона» — это спецпоказы, творческие встречи, мастер-классы, экскурсии по городским достопримечательностям и окрестностям. Предлагают даже выезд в тундру, например, на сопку Святого Михаила, откуда открывается вид на Берингово море и Угольные Копи. Но ключевая составляющая этого фестиваля, его отличительная черта — кинолаборатория. Короткий, но интенсивный воркшоп по созданию кино, участники которого знакомятся с полным циклом кинопроизводства: от замысла до просмотра готового фильма в кинозале. Участие в кинолаборатории бесплатно, записаться может любой, проживающий в Анадыре.
В течение шести дней эксперты рассказывают и показывают, что такое драматургия и зачем она нужна, какие кинематографические приёмы существуют и как их использовать, как работает оператор и как делается раскадровка, зачем нужен второй режиссёр и многое другое. Потом участники выходят «в поле» и на основе полученных знаний с небольшой помощью тьюторов снимают и монтируют кино. В 2018 лабораторию вели режиссёры Олег Штром и Степан Бурнашёв. Под их руководством было снято два игровых короткометражных фильма: «Письмо» Лилии Ухман и «Сказ о том, как Машка и Дашка на медведя ходили» Ивана Семиклетова.
Кинолаборатория — это попытка привлечь в фестивальную жизнь и кинопроизводство сведущего и не очень зрителя. Мы начинаем с самых азов, так как возраст и уровень подготовки всех участников разный. В первую очередь, к нам приходят дети. Им всё интересно, но они быстро потухают. Поняв, что это серьёзное и ответственное дело, и что требования к ним так же высоки, как ко всем остальным членам съёмочной группы, многие не выдерживают. Остаются самые фанатичные.
Приходят и взрослые, которые уже вкусили творческой жизни: в прошлом либо в журналистике работали, либо кино учились где-то, либо актёрской деятельности. Сейчас они занимаются совершенно другими вещами: кто-то учится в колледже, кто-то работает в пограничной службе, кто-то — на производстве. Лаборатория для них — пространство реализации себя и своих замыслов.
Третья группа — это люди, которые сейчас работают либо на телевидении, либо на радио, либо в любой другой творческой сфере. Для них лаборатория — возможность повысить свою компетентность.
Тема лаборатории — «Чукотка, я тебя люблю». Любому режиссёру важно уметь выдержать тему, особенно начинающему. Я объяснял участникам, что кино — искусство визуальное, и что надо не описывать что-либо, а, прежде всего, мыслить действием. На это направлены все первоначальные занятия, работа со сценарием и драматургией. Эмоциональный мир должен раскрываться через жизнь людей в кадре, как они выстраивают взаимоотношения, какие конфликты происходят между ними. С этих простых вещей и начинали. Что порадовало — ребята очень быстро схватывали.
Фестиваль представляет уникальную возможность побывать на Чукотке — в месте, где, как гласит плакат в аэропорту, рождается день. Гости и участники могут посмотреть отличную и редкую подборку картин о коренных народах Севера, познакомиться с авторами, снимающими кино в Арктике и об Арктике, пообщаться со зрителями, которым всегда есть, о чём спросить, посетить образовательную программу для местной молодёжи.
Казалось бы, что ещё можно придумать для небольшого регионального фестиваля? Но организаторы не останавливаются и строят смелые планы на будущее: ввести новые программы, расширить географию показов, привлечь новые площадки.
У нас нет красной ковровой дорожки и банкетов, мы не приглашаем звёзд только ради их присутствия. Мы делаем максимально демократичный, простой, рабочий кинофестиваль. Поэтому хотим, чтобы всё происходящее имело смысл и было оправдано.
Цель нашей команды — чтобы следом за Якутией и другими регионами на Чукотке появился собственный очаг кинопроизводства. Мы хотим содействовать появлению местных кинокадров, для чего привлекаем творческую молодёжь региона и занимаемся профориентационной работой. Многие мечтают о кино, но не знают, с чего начать. Не понимают, что кино — сложный и трудоёмкий процесс. Наша кинолаборатория позволяет приблизиться к реальным условиям производства. Надеемся, получив съёмочный опыт, ребята будут снимать и дальше, уже самостоятельно.
Также планируем выходить на школы и проводить специальные показы для учащихся. Здесь живут потрясающие ребята, живо откликающиеся на культурно-образовательные мероприятия.
Очень хочется сделать фестиваль всечукотским: чтобы показы шли параллельно по всему региону и в голосовании принимали участие зрители всех районов. В 2019 году планируем собрать программу дебютных короткометражных фильмов, снятых на Чукотке. Мы специально не используем слова «любительский» или «непрофессиональный», так как любительское кино снимают те, чья работа не предполагает роста.
А вообще, мы мечтаем, чтобы «Золотой Ворон» стал событием международного масштаба для всего арктического региона, чтобы кинематографисты всех арктических стран знали, что в России есть такой фестиваль и есть зритель, который ждёт их картины на Чукотке. Представители арктического кинематографического сообщества тянутся друг к другу, есть много площадок, которые их объединяют. Мы хотим стать одной из ключевых.
Источник: ссылка